Крайние точки евразии и их географические координаты

Евразия в политико-экономической дискуссии

В политико-экономической дискуссии (как русскоязычной, так и международной), термины «Евразия» и «евразийская интеграция» активно используются в двух смыслах – для обозначения всего континента и в качестве синонима для постсоветского пространства.
Концепция евразийской континентальной интеграции (т.е. возможной общности Евразийского континента в политическом и экономическом смыслах) была введена в англо- и русскоязычную академическую дискуссию Е. Винокуровым и А. Либманом в 2012 году. В 2013 году на этой основе М. Эмерсоном впервые предложен термин «Большая Евразия». Начиная с 2015 года, этот термин в качестве замены устаревшей концепции «Большой Европы» (т.е. общего пространства «от Лиссабона до Владивостока») продвигают эксперты Валдайского клуба и Высшей Школы Экономики. В июне 2016 года на Петербургском международном экономическом форуме Президент РФ В. Путин предложил начать проработку создания большого Евразийского партнерства с участием Евразийского экономического союза, а также стран, с которыми у ЕАЭС уже сложились тесные отношения: страны СНГ, Китай, Индия, Пакистан, Иран. «Проект «большой Евразии», открыт, безусловно, и для Европы», — пригласил президент РФ.

Во-вторых, термин Евразия все чаще используется в качестве синонима для постсоветского пространства (бывший СССР, за исключением балтийских республик). Отсылка на давно несуществующее государство большинству исследователей представляется неудачной, в силу чего идет поиск нового термина. Так, в качестве замены «постсоветскому пространству» предлагалась «Северная и Центральная Евразия». Однако, в практический оборот в силу краткости и удобства постепенно входит «Евразия».

Климат

Условные обозначения:

Фауна

В Индо-Малайскую область входят полуострова Индостан и Индокитай вместе с прилегающей частью материка, острова Тайвань, Филиппинские и Зондские, Юг Аравии вместе с большей частью Африки входит в Эфиопскую область. Некоторые юго-восточные острова Малайского архипелага большинство зоогеографов относят к Австралийской зоогеографической области. Это деление отражает особенности развития евразийской фауны в процессе изменения природных условий в течение конца мезозоя и всего кайнозоя, а также связи с другими материками. Для характеристики современных природных условий представляют интерес древняя вымершая фауна, известная только в ископаемом состоянии, фауна, исчезнувшая в историческое время в результате деятельности человека, и современная фауна.

В конце мезозоя на территории Евразии формировалась разнообразная фауна, состоящая из однопроходных и сумчатых млекопитающих, змей, черепах и т. д. С появлением плацентарных млекопитающих, особенно хищников, низшие млекопитающие отступали на юг, в Африку и Австралию. Их сменили хоботные, верблюды, лошади, носороги, населявшие в кайнозое большую часть Евразии. Похолодание климата в конце кайнозоя привело к вымиранию многих из них или отступлению на юг. Хоботные, носороги и т. п. на севере Евразии известны только в ископаемом состоянии, а сейчас они обитают только в Южной и Юго-Восточной Азии. Верблюды и дикие лошади до недавнего времени были широко распространены во внутренних аридных частях Евразии.

Похолодание климата привело к заселению Евразии животными, приспособленными к суровым климатическим условиям (мамонт, тур и др.). Эта северная фауна, центр формирования которой находился в области Берингова моря и был общим с Северной Америкой, постепенно оттесняла на юг теплолюбивую фауну. Многие представители её вымерли, некоторые сохранились в составе современной фауны тундр и таежных лесов. Иссушение климата внутренних районов материка сопровождалось распространением степной и пустынной фауны, которая сохранилась главным образом в степях и пустынях Азии, а в Европе частично вымерла.

В восточной части Азии, где климатические условия не претерпевали существенных изменений в течение кайнозоя, нашли себе убежище многие животные доледникового времени. Кроме того, через Восточную Азию происходил обмен животными между Голарктической и Индо-Малайской областями. В её пределах далеко на север проникают такие тропические формы, как тигр, японский макак и др.

В распределении современной дикой фауны по территории Евразии находят отражение как история её развития, так и особенности природных условий и результаты деятельности человека.

На северных островах и на крайнем севере материка состав фауны почти не меняется с запада на восток. Животный мир тундр и таежных лесов имеет незначительные внутренние различия. Чем дальше к югу, тем различия по широте в пределах Голарктики становятся все более и более значительными. Фауна крайнего юга Евразии уже настолько специфична и столь сильно отличается от тропической фауны Африки и даже Аравии, что их относят к разным зоогеографическим областям.

Особенно однообразна на всем протяжении Евразии (так же как и Северной Америки) фауна тундр.

Наиболее распространенное крупное млекопитающее тундр — северный олень (Rangifer tarandus). Он уже почти не встречается в Европе в диком состоянии; это самое распространенное и ценное домашнее животное севера Евразии. Для тундры характерны песец, лемминг и заяц-беляк.

Религиозный состав Африки

Двумя основными религиями на континенте являются ислам и христианство. При этом наблюдается региональные различия в их распространенности. Так, доля мусульман в Северной Африке составляет 87,6%, а в Западной – 46,8%. Христианство же доминирует в Южной (82%), Центральной (81,3%) и Восточной (62%) Африке. В Западной Африке христиане составляют 35,3% населения.

Надо отметить, что данные цифры непостоянны. С 1900 по 2000 год численность христиан выросла с 9 до 380 млн человек. Это связано с активной проповеднической деятельностью европейцев и американцев. Надо отметить, что для Африки характерно распространение так называемых афрохристианских учений (растафарианство, кимбангизм и т.п.). Они представляют собой смесь традиционного христианства и традиционных местных верований, часто языческого толка.

Большинство мусульман исповедуют суннизм. В отличие от христианства, он распространился по континенту почти сразу после своего возникновения, ещё в 1 тыс. н.э. Причиной этого стали арабские завоевания.

Доля традиционных для Африки языческих культов постепенно сокращается. Лишь в Западной и Восточной Африке их придерживается примерно 15% населения, а в Центре и Юге – 8-9%. Такие религии, как буддизм, иудаизм, индуизм, почти не имеют последователей на континенте. Также крайне мала доля населения, заявляющего об атеистических взглядах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector