Крайние точки евразии и их географические координаты
Евразия в политико-экономической дискуссии
В политико-экономической дискуссии (как русскоязычной, так и международной), термины «Евразия» и «евразийская интеграция» активно используются в двух смыслах – для обозначения всего континента и в качестве синонима для постсоветского пространства.
Концепция евразийской континентальной интеграции (т.е. возможной общности Евразийского континента в политическом и экономическом смыслах) была введена в англо- и русскоязычную академическую дискуссию Е. Винокуровым и А. Либманом в 2012 году. В 2013 году на этой основе М. Эмерсоном впервые предложен термин «Большая Евразия». Начиная с 2015 года, этот термин в качестве замены устаревшей концепции «Большой Европы» (т.е. общего пространства «от Лиссабона до Владивостока») продвигают эксперты Валдайского клуба и Высшей Школы Экономики. В июне 2016 года на Петербургском международном экономическом форуме Президент РФ В. Путин предложил начать проработку создания большого Евразийского партнерства с участием Евразийского экономического союза, а также стран, с которыми у ЕАЭС уже сложились тесные отношения: страны СНГ, Китай, Индия, Пакистан, Иран. «Проект «большой Евразии», открыт, безусловно, и для Европы», — пригласил президент РФ.
Во-вторых, термин Евразия все чаще используется в качестве синонима для постсоветского пространства (бывший СССР, за исключением балтийских республик). Отсылка на давно несуществующее государство большинству исследователей представляется неудачной, в силу чего идет поиск нового термина. Так, в качестве замены «постсоветскому пространству» предлагалась «Северная и Центральная Евразия». Однако, в практический оборот в силу краткости и удобства постепенно входит «Евразия».
Климат
Условные обозначения:
Фауна
В Индо-Малайскую область входят полуострова Индостан и Индокитай вместе с прилегающей частью материка, острова Тайвань, Филиппинские и Зондские, Юг Аравии вместе с большей частью Африки входит в Эфиопскую область. Некоторые юго-восточные острова Малайского архипелага большинство зоогеографов относят к Австралийской зоогеографической области. Это деление отражает особенности развития евразийской фауны в процессе изменения природных условий в течение конца мезозоя и всего кайнозоя, а также связи с другими материками. Для характеристики современных природных условий представляют интерес древняя вымершая фауна, известная только в ископаемом состоянии, фауна, исчезнувшая в историческое время в результате деятельности человека, и современная фауна.
В конце мезозоя на территории Евразии формировалась разнообразная фауна, состоящая из однопроходных и сумчатых млекопитающих, змей, черепах и т. д. С появлением плацентарных млекопитающих, особенно хищников, низшие млекопитающие отступали на юг, в Африку и Австралию. Их сменили хоботные, верблюды, лошади, носороги, населявшие в кайнозое большую часть Евразии. Похолодание климата в конце кайнозоя привело к вымиранию многих из них или отступлению на юг. Хоботные, носороги и т. п. на севере Евразии известны только в ископаемом состоянии, а сейчас они обитают только в Южной и Юго-Восточной Азии. Верблюды и дикие лошади до недавнего времени были широко распространены во внутренних аридных частях Евразии.
Похолодание климата привело к заселению Евразии животными, приспособленными к суровым климатическим условиям (мамонт, тур и др.). Эта северная фауна, центр формирования которой находился в области Берингова моря и был общим с Северной Америкой, постепенно оттесняла на юг теплолюбивую фауну. Многие представители её вымерли, некоторые сохранились в составе современной фауны тундр и таежных лесов. Иссушение климата внутренних районов материка сопровождалось распространением степной и пустынной фауны, которая сохранилась главным образом в степях и пустынях Азии, а в Европе частично вымерла.
В восточной части Азии, где климатические условия не претерпевали существенных изменений в течение кайнозоя, нашли себе убежище многие животные доледникового времени. Кроме того, через Восточную Азию происходил обмен животными между Голарктической и Индо-Малайской областями. В её пределах далеко на север проникают такие тропические формы, как тигр, японский макак и др.
В распределении современной дикой фауны по территории Евразии находят отражение как история её развития, так и особенности природных условий и результаты деятельности человека.
На северных островах и на крайнем севере материка состав фауны почти не меняется с запада на восток. Животный мир тундр и таежных лесов имеет незначительные внутренние различия. Чем дальше к югу, тем различия по широте в пределах Голарктики становятся все более и более значительными. Фауна крайнего юга Евразии уже настолько специфична и столь сильно отличается от тропической фауны Африки и даже Аравии, что их относят к разным зоогеографическим областям.
Особенно однообразна на всем протяжении Евразии (так же как и Северной Америки) фауна тундр.
Наиболее распространенное крупное млекопитающее тундр — северный олень (Rangifer tarandus). Он уже почти не встречается в Европе в диком состоянии; это самое распространенное и ценное домашнее животное севера Евразии. Для тундры характерны песец, лемминг и заяц-беляк.
Религиозный состав Африки
Двумя основными религиями на континенте являются ислам и христианство. При этом наблюдается региональные различия в их распространенности. Так, доля мусульман в Северной Африке составляет 87,6%, а в Западной – 46,8%. Христианство же доминирует в Южной (82%), Центральной (81,3%) и Восточной (62%) Африке. В Западной Африке христиане составляют 35,3% населения.
Надо отметить, что данные цифры непостоянны. С 1900 по 2000 год численность христиан выросла с 9 до 380 млн человек. Это связано с активной проповеднической деятельностью европейцев и американцев. Надо отметить, что для Африки характерно распространение так называемых афрохристианских учений (растафарианство, кимбангизм и т.п.). Они представляют собой смесь традиционного христианства и традиционных местных верований, часто языческого толка.
Большинство мусульман исповедуют суннизм. В отличие от христианства, он распространился по континенту почти сразу после своего возникновения, ещё в 1 тыс. н.э. Причиной этого стали арабские завоевания.
Доля традиционных для Африки языческих культов постепенно сокращается. Лишь в Западной и Восточной Африке их придерживается примерно 15% населения, а в Центре и Юге – 8-9%. Такие религии, как буддизм, иудаизм, индуизм, почти не имеют последователей на континенте. Также крайне мала доля населения, заявляющего об атеистических взглядах.